Стратег, психолог и маркетолог: как объединить три ипостаси для эффективной работы

Чтобы наладить эффективную работу внутри коллектива и с клиентами, недостаточно быть просто хорошим управленцем. Залог успешного руководителя — быть ко всему прочему ещё и хорошим психологом, знать психотипы людей, методики и т.д., рассказывает Евгений Миронюк, управляющий партнер по стратегии группы Brain Tank.

Комментарии 3047

«Операторы верхних конечностей тела»

Почему руководителю бизнеса важно понимать основы психологии? Руко-водитель — это «оператор верхних конечностей тела», который реализует ими организацию процессов в команде. Поэтому логично, что психология — второй профильный навык руководителя после непосредственно управленческого. Он позволяет прогнозировать результат менеджмента на его носителях — команде.  

Ведь понимание человеческой психики — это и есть по определению знания закономерностей функционирования мыслительных процессов людей. Зная, как мыслят члены команды, можно увереннее полагать, как именно они будут решать те или иные задачи.

Я отношусь к тому типу руководителей, которые сперва стали руководить, а потом научились этому ремеслу. Сегодня в изобилии источников знаний и практик по теме психологии управления коллективом. Можно получить профильное образование и вступить в должность, будучи подкованным хотя бы теоретически. 

Когда же начинал я, менеджмент в стране был синонимом хайпового «колдунства» с оттенком дисциплины. Поэтому, как аллегоризируют военные, «приходилось добывать первое оружие уже в бою». Следы освоения навыков руководства и организации деятельности компаний остались у меня прямо на лице: от седых волос до глубоких морщин.

Тогда и сейчас важнейшим предиктором правильного руководства является количество неожиданностей, возникающих внутри коллектива: чем их меньше, тем процесс организован правильнее. Это практически никак не касается внешних факторов бизнеса, хотя и определенную взаимосвязь установить при желании тоже можно.

Коллектив, как подъемный кран

Я уверен, что каждый руководитель проходил на практике, как  неблагоприятный эмоциональный климат в коллективе может повлиять на реализацию стратегии бизнеса. Универсальных ответов нет — всё приходится калибровать практикой.

Как можно обнаружить психологические проблемы? Все процессы безумного замедля-я-я-яются. Чтобы предотвратить такое развитие событий, нужно перестать думать, что руководитель и коллектив — это что-то разное.

Понять это проще через метафору. Представьте, что коллектив — это подъёмный кран, а руководитель — его лебедочный механизм. Не оператор крана, не внешняя сущность, отдельная и ею управляющая посредством рычагов, а часть самой машины.

Когда компания «распадается» на разные механизмы — ни о какой стратегии речь уже не идёт. Горизонт планирования смещается к точке «когда же компания перестанет существовать».

Ассертивность деловой коммуникации

Так было не всегда, но сегодня ключевая характеристика моей деловой коммуникации — ассертивность. Что я вкладываю в это понятие? В первую очередь де-эмоциональность — подавление накатывающего первого желания оценить что-либо чувствами, а не умом.

Во вторую — персональная ответственность за деятельность своей команды. Если что-то идёт не так, значит, я где-то сплоховал. И, предъявляя эти претензии к себе, я могу по-честному разобраться в источнике дисбаланса и в будущем нейтрализовать его.

В своем управлении я опираюсь на групповые ролевые модели поведения, а не на  индивидуальные психотипы. Этому есть  две причины. Первая — индивидуальная. Мне из рук вон плохо удается распознавать соционические типы.

Вторая — функциональная. Ролевые модели прогностически более ценные, поскольку «накатываются» на людей сразу с самим поведением. Т.е. человек видит и принимает на себя роль, которую он подсмотрел/ему нравится/ему показали — и как бы становится актёром этой роли. Истоки ролевых моделей лежат в трудах Эрика Берна. Того самого, который написал «Игры, в которые играют люди». Эту книгу определенно стоит почитать руководителю. 

Если говорить о полезных книгах, очевидно, что на разном этапе эволюции руководителя ему рекомендованы разные «пилюльки». Мне, например, на 17-м году управления собственными бизнесами близок взгляд на одни процессы через призму других, им сопутствующих. Моя настольная книга сейчас —  «Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики» Адама Туза.

Методики выстраивания коммуникации

Коммуникация — это постоянная синхронизация себя с окружающим миром. Ее секретной формулой является непрерывность.

У меня есть безотказная методика, которая гарантированно настраивает на коммуникацию с разными людьми в рамках работы. Перед диалогом я обращаю к себе вопрос ироничного Сергея Довлатова:

«Человек привык себя спрашивать: кто я?
Там ученый, американец, шофер, еврей, иммигрант...
А надо бы все время себя спрашивать: не говно ли я?»

И если (а такое случается, я же тоже человек) я колеблюсь с ответом, то просто не начинаю диалог. Фокус в том, что сознание само подкидывает ответ на этот вопрос, в зависимости от контекста, в котором ты сейчас находишься. Если настрой на диалог не конструктивный, то ощущается то самое лёгкое колебание...

Тут бесполезно препарировать опыт Brain Tank о том, как знания психологии помогли руководителю наладить атмосферу в коллективе. Не по причине отсутствия истории, а по причине принципиальной невозможности применить чужой экспириенс. Как некогда высказался широко известный в узких кругах Игорь Дидковский: «Чужой опыт — религия для дураков».

Ведь на чужих ошибках ещё никто не научился, хотя народная молва твердит обратное. Если ориентироваться только на других, то не приобретаются драгоценные крупицы опыта, который, как известно, и есть «сын ошибок трудных». Главное, чему учит моя история, так это не бояться приобретать свой собственный опыт.

В целом знание психологии безусловно маст-хэв и может не только улучшить эмоциональный климат в коллективе, но и отношения с клиентами, а следовательно — способствует повышению лояльности к бренду и процветанию бизнеса.

Обсудить с другими читателями:
Погода