Сценарий в цифрах: как составить бюджет проекта, чтобы потом не было мучительно больно

Если театр начинается с вешалки, то любой кино- и телепроект заходит в производство с утвержденным сценарием. И на этом этапе продюсер задается вопросом: «А сколько нужно денег, чтобы воплотить его в жизнь?».

Комментарии 2076
Если театр начинается с вешалки, то любой кино- и телепроект заходит в производство с утвержденным сценарием. И на этом этапе продюсер задается вопросом: «А сколько нужно денег, чтобы воплотить его в жизнь?». С этого вопроса и стартует этап «формирование бюджета». Тщательно проработав этот пункт, продюсер обезопасит себя от лишних расходов, а команду —  от стресса на площадке. Но есть условие — чтобы бюджетирование было составлено правильно, заниматься им нужно основательно, учитывая ряд факторов. Каких именно — мы сегодня и поговорим с директором по производству кинокомпании Star Media, Ритой Гребенчиковой.

Не пренебрегайте подготовкой: ее правильное планирование обеспечит половину успеха
Проект для продюсера, как правило, начинается с предварительной цифры. Эта цифра – сумма, которая у вас есть для производства проекта. И вот здесь любой продюсер по ускоренной программе проходит все стадии принятия неизвестного (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие). Потому что больших бюджетов не бывает. Ни у кого. И после утверждения сметы вы будете балансировать между амбициями своими и творческой группы и той суммой, которая есть. И от вашего продюсерского искусства зависит, станет ли бюджет достаточным для воплощения проекта в жизнь. В целом, продюсирование — это своего рода игра в казино. Продюсер должен быть азартным и готовым к рискам, ведь составление бюджета похоже на ставки. Процесс вызывает азарт, поскольку нет однозначной уверенности, попадешь ли в запланированную сумму или нет.

Как же ее сложить, эту сумму?

КПП — три буквы, которые приведут к успеху

Бюджет — это сценарий в цифрах, и для его формирования используется КПП (календарно-постановочный план). КПП — это результат кооперации режиссерской и продюсерской групп в области планирования.

Чтобы получить идеальный бюджет, соответственно, нужен идеальный КПП, где учтено как можно больше факторов и деталей. Для его составления используются специальные программы, выбор которых сегодня огромен. Одна из самых популярных — Movie Magic, появившаяся еще в конце 90-х. В целом, это пакет программ, где помимо софта Scheduling (используется непосредственно для составления КПП) есть также инструменты для бюджетирования (Budgeting), написания сценариев (Screenwriter) и многое другое. Несмотря на то, что это довольно устаревший софт, у которого есть ряд неудобств и ограничений, программа пользуется большой популярностью в мире, особенно у американских продюсеров.

Мы используем для работы собственные шаблоны Excel, куда можем вносить те или иные параметры в зависимости от надобности. Механизмы здесь похожие на Movie Magic, но ряд параметров мы адаптировали под сегодняшние реалии. В наше время знание Excel для продюсера – абсолютная необходимость!

В КПП в обязательном порядке указываются хронометраж, период, количество смен, локации, кастинг, массовка, исполнители второстепенных ролей и многое другое — всё то, что может влиять на съемочный процесс и, соответственно, бюджет. Даже дежурство врачей на площадке должно быть указано. Бюджет в свою очередь декодирует КПП в цифры и разносит их по статьям: гонорары, командировочные, затраты на технику, костюмы, декорации, транспорт и т.д. Возвращаясь к Movie Magic, отмечу, что в ее шаблонах разделение отличается: здесь статьи называются above the line и below the line. Первое — это затраты на ключевых специалистов (продюсера, режиссера, сценариста, главный каст), второе — расходы на остальных участников процесса. Считается, что в идеале затраты на ATL должны составлять не больше трети от всего бюджета. 

Как же понять, что и сколько будет стоить? На первых этапах подсказки можно искать в самом сценарии и жанровой направленности: изучите, какие локации потребуются для съемок, какие предусмотрены декорации и костюмы. Если речь идет об экшене, то нужно запланировать время на подготовительную работу с каскадерами. Да и выработка в съемочный день уже будет меньше обычной. Некоторым проектам не обойтись без спецэффектов и незаурядных локаций, это в свою очередь обозначает особую организацию съемочной площадки. Все это переменные, из которых продюсер «вышивает бисером» свой бюджет.

Еще одна важная деталь — производственные сроки. В случае, если вы снимаете для заказчика, возможно будет озвучена дата сдачи проекта. Исходя из нее можно раскладывать свой производственный план, включая подготовку, съемки и постпродакшн. 

Запомните золотое правило бюджетирования: пошаговая организация процесса сэкономит бюджет, а чем тщательнее подготовка к проекту — тем лучше пройдет и сама организация. На этом этапе лениться противопоказано: нужно делать читки со всеми департаментами, подробно разбирать каждую сцену. Важно, чтобы сценарий был «разобран» до мелочей, чтоб у всей группы сложилась единая картинка проекта. В будущем это исключит моменты, когда люди на площадке не ориентируются в решении тех или иных сцен. Кроме того, во время подготовительного этапа нужно предусмотреть и проработать как можно больше потенциально возможных ситуаций. Заранее продумайте костюмы и дубли. Например, у вас есть сцены с водой — заранее обеспечьте актерам сухую сменную одежду. Правильная подготовка минимизирует простои. Не пренебрегайте раскадровками: с их помощью у всех будет одинаковое представление о том, что должно происходить в кадре. Любой плохо проинформированный член команды может повлечь дополнительные затраты.

После читок цеха приступают к разработке своей части производства, а затем ее осмечиванию в непосредственном контакте с продюсерской группой. 
Львиная доля бюджета любого проекта — съемочный период. Затраты на него рассчитываются исходя из выработки, а ее, в свою очередь, нужно обсуждать с режиссером, оператором и художником. Готовых решений здесь нет. Итоговая стоимость зависит от множества факторов, среди которых стилистика картины, применяемые художественные решения и т.п. Исходя из этого, специалисты выдают свой КПД за одну съемочную смену, на который вы и будете ориентироваться, считая общую выработку.

Имейте в виду, что на этом этапе многое зависит от актеров, особенно исполнителей главных ролей. У звезд разных категорий могут быть собственные требования как к выработке, так и к качеству съемочного процесса. Если вы имеете дело с лояльными и техничными актерами, которые сразу попадают в точку и удовлетворяют все запросы режиссера, вам повезло. В любом случае, все связанные с актерами бюджетные моменты должны быть решены до начала съемок, иначе проект рискует погрязнуть в конфликтах и переработках, а, следовательно, и перерасходах. К примеру, если речь идет о международном проекте, и в нем участвует звезда класса А, то она вносит свои пожелания по выработке сразу после того, как прочтет сценарий. Избежать переработок поможет правильная организация труда: за ночными сменами обязательно должны идти отсыпные, нужны заранее продуманные перерывы и т.п. Хотя, иногда дешевле заранее запланировать переработку, если по калькуляции это получается дешевле чем отдельный съемочный день. Но такое решение необходимо обсудить с департаментами, позволяет ли такое последующий график производства. 

Начало съемок — не повод прекращать работу с бюджетом

Итак, препродакшен остался позади, КПП составлен, а бюджет утвержден. Но это совсем не значит, что в дальнейшем работой с ним можно пренебречь. Задача продюсера — следить за тем, чтобы все шло по плану и в идеале не выходило за его рамки. Но всего учесть невозможно, и скорее всего вы столкнетесь с тем, что какая-то статья расходов изменится во время съемок. Например, в сцене потребовалось больше пиротехники или из-за плохой погоды смену пришлось отменить. В таких случаях бюджет обновляется: определяются статьи на увеличение. И, соответственно, на чем-то нужно сэкономить. 

Киносериальное производство – это трудоемкий процесс, включающий в себя различные этапы, одним из которых является бюджетирование. Чем вдумчивее и тщательнее будет составлен общий бюджет проекта, тем больше шансов, что проект станет прибыльным, а само  производство – планомерным.

sostav.ua
Обсудить с другими читателями:
Погода