Тенденции рынка мобильных приложений

Вечные лидеры и самый богатый человек Индии, который «изменил всё»

Комментарии 933
Netflix удерживает лидерство среди стриминговых платформ, шопинг-приложения устанавливают в 3 раза чаще, а с сервисами по заказу такси конкурируют прокаты велосипедов. О том, какие изменения происходят на рынке мобильных приложений и что популярно среди пользователей, рассказал Максим Браверман, руководитель отдела по работе с крупными клиентами Google.

Показатели рынка

За последние пять лет количество скачиваний приложений увеличилось на 50%. До 2018 года прирост составлял от 11 до 16%, а в 2018 — только 2%. Разница связана с тем, что в 2016 году Мукеш Амбани, владелец индийской компании Reliance Industries, выпустил бюджетный 4G-телефон и в разы снизил тарифы на мобильный интернет. В итоге 1,3 миллиарда жителей Индии стали пользоваться дешевой связью, отчего цены на интернет обрушились во всем мире. За два года Индия поднялась со 155-го на первое место в мировом рейтинге по потреблению трафика. Ей же, по данным Google, принадлежат более 40% новых скачиваний за последние пять лет. Сегодня ситуация стабилизировалась — к 2020 году ожидают, что новых скачиваний почти не будет.
Кажется, что рынок активно меняется: растет конкуренция, расширяется предложение. Это не совсем так. Аналитики Google изучили разные индустрии — от шопинга до фитнеса — и пришли к неожиданным результатам. В большинстве случаев лидирующие компании за годы не меняются. Например, в сфере игр китайский холдинг Tencent четыре раза подряд занимал первое место по доходу. В 2016 году он вместе с другими производителями заработал даже больше индустрии Голливуда. Мобильные игры впервые принесли больше денег, чем знаменитые блокбастеры.
Пользователи не хотят платить за приложения или тратить больше десяти долларов на внутренние артефакты. Люди, которые активно играют и совершают покупки от $50, теперь приносят на 17% меньше денег. Компании учитывают этот тренд и всё чаще работают по рекламной модели.

В десять раз выросли доходы от развлекательных мобильных приложений. Американская медиакорпорация Netflix стабильно возглавляет тройку мировых стриминговых платформ. Второе и третье места делят китайские Tencent Video и IQIYI — если сложить число их ежемесячных пользователей, получится почти всё население Китая.
Шопинг-приложения скачивают в три раза больше, чем пять лет назад. При этом с 2015 года лидеры не меняются: Amazon, AliExpress и Wish. Последний, в отличие от конкурентов, пока мало известен в России. Wish основал бывший сотрудник Google, и в 2010 году представители Amazon и AliExpress предлагали ему $10 миллиардов за выкуп компании, но он отказался — сказал, что она намного дороже. Решение оказалось правильным — в 2018 году Wish стал самым загружаемым торговым приложением во всем мире.

Впервые динамика среди лидеров появляется в транспортной индустрии. Конкуренцию автомобильным сервисам по заказу такси и поиску попутчиков теперь составляют приложения по прокату велосипедов и самокатов.
Приложения банков и платежных систем становятся популярнее. В 2019 году количество скачиваний финансовых приложений достигло 3,7 миллиарда. Значительную роль в этом сыграли сервисы Tez и PhonePe, которые запустились в Индии в 2015 году на волне роста мобильного потребления. В 2016–2017 годах «Сбербанк Онлайн» попал в топ-3 мирового рейтинга по числу скачиваний среди финансовых приложений. Только в России его использовали 82% всех пользователей интернет-банкинга.
В сфере здоровья спрос нестабилен. Популярны то онлайн-счетчики выпитой воды, то приложения для укрепления пресса, то календари менструального цикла. Рынок насыщен предложениями из разных областей, и их популярность примерно одинакова.

Продвижение изменилось

Понять, что популярно сегодня, можно на примере игр. Компании создают креативы на основе данных, совершенствуют предиктивные модели, постоянно тестируют варианты. Из-за этого изменился подход к рекламе. Раньше ролики снимали эффектно и старались привлечь знаменитостей — на это уходили миллионы долларов и потом миллиарды на продвижение. 

Сегодня себестоимость одного ролика снизилась. Вместо звезд — «цепляющие» образы, а в основе сюжетов — нетривиальные инсайты. Также высокую конверсию дают ролики, где игра заканчивается проигрышем. Эффект чужой неудачи рождает у пользователя желание победить и скачать приложение. Ради этого компании тестируют сотни версий надписи FAIL ежедневно.

Рекомендации по разработке и продвижению приложений

  • Секрет успеха в анализе данных и машинном обучении. Они помогают настроить таргетинг и атрибуцию таким образом, чтобы «поймать» максимальное число пользователей в нужное время и в нужном месте.
  • Больше экспериментов. A/B-тестирование позволяет понять, как любые изменения в креативе влияют на конверсию.
  • Понятный интерфейс. Чем проще пользователю ориентироваться в приложении, тем больше вероятность, что он будет в нем работать.
  • Новый формат. Часто «выигрывают» неожиданные прорывные решения — как в креативе, так и внутри приложений. Тут важно найти подходящий момент и рискнуть предложить что-то новое, как сделали Asos в 2017 году.
По материалам https://www.thinkwithgoogle.com
Обсудить с другими читателями:
Погода