Тренды образовательного контента: куда движется производство анимации

Несмотря на то, что Международный фестиваль анимационных фильмов в Анси прошел еще летом, для работающих с детским образовательным контентом, тренды, которые прослеживаются там, остаются актуальны еще на много времени вперед. О чем же говорили, какие инсайты рассказывали и как детям и родителям только выиграть от просмотра мультфильмов поделилась Анна Гончар, исполнительный директор телеканала ПЛЮСПЛЮС.

Комментарии 5460

Мировой фестиваль авторской анимации в Анси: тематики, которые в фокусе

Человеческие отношения («Большой волк и маленький волк»), политика («Ласточки Кабула»), отношения родителей и детей («Дочери») стали главными темами мирового фестиваля авторской анимации в Анси. Также затрагивали и те темы, которые поднимают важные вопросы для общества.

Когда ты смотришь на мультипликационные фильмы, очень важно разделять авторские и коммерческие проекты. В первом случае темы, которые поднимает автор, в большей степени, прежде всего волнуют его. Создатели авторского кино сильнее самовыражаются, не всегда думая о том, как привлечь максимальное количество аудитории. Когда рассматриваешь коммерческие проекты – все происходит как раз наоборот. Создатели думают о том, какие темы будут более интересны широкой аудитории, как сделать так, чтобы в кинотеатры пришло больше зрителей.

Например, в программе фестиваля были разного типа проекты. Но все же, огромные очереди стояли именно в залы Disney, Nickelodeon, а это значит, что более фановый контент пользуется широким спросом и большой популярностью. Тем не менее за каждым фановым контентом стоят вечные теми, которые всегда будут интересны и всегда будут беспокоить аудиторию.

Отдельным фокусом программы стал образовательный контент, которому было посвящено множество панельных дискуссий. Направление стремительно развивается, ведь такой контент не только полезный и правильный, но пользующийся повышенным спросом. Многое было созвучно с проектами канала ПЛЮСПЛЮС и теми идеями, которые сейчас в разработке. Так, стремительную популярность набирают мульты об изобретениях, о чем, например, наш «Світ чекає на відкриття».

Помимо тематик, внимание конференции было сосредоточено на том, как развивать свои бренды в направлении 360, начиная от мультфильмов в эфире и завершая всевозможными digital-площадками, развитием лицензионного направления, социальными сетями, мерчендайзингом… Как ни странно, но многие компании только начинают выстраивать работу в 360. Мы же уже несколько лет активно движемся в этом направлении для того, чтобы бренд «ПЛЮСПЛЮС» и наши персонажи были рядом с детьми не только на экранах телевизора, но и дома.

Образовательный контент: особенности создания

Активный ритм жизни современного ребенка и поток информации, который на него сваливается, заставляет создателей контента ставить перед собой цель, сделать его максимально качественным, чтобы то время, которое ребенок проводил с вашим продуктом, было максимально эффективным.

Задача любого образовательного проекта – это помощь детям расти умными, сильными, добрыми и, как результат - счастливым. На старте разработки нужно осознать, что такого рода мультик поможет этому ребенку в будущем изменить мир к лучшему. 

Перед тем, как браться за его создание, важно принять, что образовательный контент, который учит «в лоб», детям не интересен. Большинство студий, производящих образовательный контент, делают его edutainment, миксуя обучение и развлечения. То есть игровая часть в таком типе контента, должна присутствовать обязательно.

Сторителлинг – еще один обязательный элемент. Детям всегда интересно наблюдать за развитием сюжетной линии и за отношениями персонажей. Обучение эффективно, когда детям интересен сам процесс и история, которая за ним стоит. После просмотра любого образовательного продукта, у детей должно оставаться ощущение, что они, как говорили на всех панельных дискуссиях, «happy for their knowledge». В идеале, не только ощущение радости от полученных знаний, а и возникнувшее желание обязательно поделиться этой информацией с другими.

Перед образовательными мультфильмами стоит несколько задач:

  1. «Открывать окна». После просмотра мультфильма у детей должно появиться желание дальше самим добывать полезную информацию, которая поддерживала бы те знания, какие они услышали, увидели на экране.
  2. Отвлекать от гаджетов. Как бы это парадоксально ни звучало (ведь мультики смотрят и на девайсах), задача образовательных мультиков отвлечь детей от планшетов-смартфонов и заставить посмотреть вокруг, мотивируя их самих исследовать, узнавать и делиться новым.
  3. Полезное времяпрепровождение. Время, которое ребенок будет проводить при просмотре образовательных мультфильмов, не должно считаться потраченным зря, а быть одной из форм обучения.
  4. Учиться через неудачи. Мультики должны научить детей не опускать руки, если что-то не получается с первого раза. Например, это одна из основных задач, которую мы перед собой ставили, когда делали проект «Світ чекає на відкриття». Мы хотели донести ребенку мысль, что нестрашно, если у тебя не получается, главное – не сдавайся.
  5. Полезный просмотр. Образовательный продукт, скорее всего, не заставит родителей ребенка выключить телевизор, ведь маленький зритель получит полезную, важную информацию, которую у мамы или папы, возможно, не будет времени рассказать.
  6. Присоединить родителей. Такой продукт родители смогут смотреть вместе со своими детьми и обсуждать увиденное, а значит, они будут проводить больше времени вместе.

Глобальные тенденции мультипликации

Сегодня практически все продакшн-компании работают над тем, чтобы контент вызывал равный интерес как у девочек, так и у мальчиков. Продукт должен быть одинаково интересен одним и другим. Однако, у такой тенденции были и оппоненты ‒ отдельные студии, которые наоборот нацелены на то, чтобы воодушевлять девочек идти вперед, не бояться ничего и добиваться своих целей наравне с мальчишками. Но тут, я думаю, сказывается глобальный тренд на веминизацию.

Ново и важно также то, что многие студии презентовали свои мультфильмы с разными, но равными героями: с ограниченными возможностями, разного цвета кожи, национальности, характера и с различными беспокоящими вопросами.

А вообще, если глобально, то практически на каждой панели говорили о том, что неважно, какой жанр у вашего продукта, главное, чтобы это была комедия :-)

Почему украинская мультипликация отстает

Очень радостно было видеть украинский стенд на Анси. Наша делегация уже второй год присутствует на фестивале, и в этом году Украина впервые попала в конкурс с мультфильмом «Любовь».

Рынок мультипликации в независимой Украине начал развиваться не так давно и даже те шаги, которые сегодня делают украинские продакшн-компании ‒ колоссальны, учитывая условия, в которых мы живем.

Например, сейчас распространены системы рибэйтов (rebate), и множество европейских компаний получают от государства 20, 30, а то и больше процентов компенсации затрат, которые они несут на свои фильмы. В таком случае, им намного легче развиваться в данном направлении и искать партнеров по всему миру.

Конечно, стоит отметить, что уже несколько лет работает система государственной поддержки аудиовизуального сектора, и это помогает развивать рынок. К примеру, год назад наш проект получил финансирование на производство проекта «Говоримо українською», который уже в сентябре увидят наши зрители.

Если говорить об анимации, то у нас, к сожалению, отсутствует школа аниматоров. Специалисты, которые работают над проектами, в большей степени самоучки. Еще большой проблемой часто является удержание их на проекте: проекты заканчиваются, и студии не всегда могут обеспечить им полноценную загрузку и дальнейшую работу, а содержать таких специалистов очень дорого.

Также нужно учитывать то, что большие анимационные проекты очень дорогие в производстве. Произвести полнометражный прокатный мультфильм намного дороже и дольше, чем фильм. Что касается таких украинских картин, то их не так много, если быть точными, то две. Окупиться такие фильмы в украинском прокате пока вряд ли смогут и на нашем телевидении тоже.

Локальный контент в анимации.

За любой локальной историей стоят эмоции и чувства, которые понятны как в Бразилии, так и в Украине. Любовь, ненависть, дружба, предательство ‒ эмоции, которые одинаковы у людей со всего мира. И анимация, по моему мнению, более универсальна, если говорить о глобальности распространения локальных историй. Доказательством этого служит и тот факт, что одним из топ-продуктов у нас на канале – производства Японии.

Например, дети часто смотрят мультики на языке, которого практически еще не знают, и этот продукт им понятен. Слышала мнение, что, если вы хотите разобраться, насколько ваш продукт понятен аудитории, просто выключите звук. Если без звука картинка понятна – вы сделали хорошую роботу.

Тот продукт, который производит сейчас канал ПЛЮСПЛЮС больше заточен под украинскую аудиторию, например, проект «Це – наше, і це – твоє», в котором мы рассказываем нашим детям об уникальных особенностях и достижениях нашей страны, о том, чем они могут гордиться в Украине. То же касается и нашего будущего проекта «Говоримо українською». Но это, прежде всего, связано с социальной миссией телеканала и с тем, что на сегодня такого продукта для украинских детей нет. Вместе с тем, при производстве нового продукта мы планируем ориентироваться на мировой рынок и стараться делать его более универсальным, чтоб он был понятен детям в других странах.

Планы ПЛЮСПЛЮС и конкуренция с Disney

С Disney конкурировать в ближайшее время мы не планируем, но планируем продолжать дружить. Диснеевский продукт стоит у нас в эфирной сетке и, мне кажется, что это идеальный союз.

Телеканал ПЛЮСПЛЮС и Disney изначально имели разные бизнес-модели. Если говорить о рынке в целом ‒ мы, прежде всего, телевидение, поэтому сравнивать не очень корректно. Disney изначально была компанией по производству контента, мы же телевизионный канал, который не так давно стал развивать собственное производство. К тому же нужно понимать, сколько времени понадобилось Disney для того, чтобы стать тем, кем они являются сейчас. Одному их персонажу Микки Маусу уже 90 лет, а каналу ПЛЮСПЛЮС в августе исполнилось 7. Нам необходимо еще немножко времени.

Мы занимаемся производством развивающего и обучающего контента, на котором хотим, чтобы росли наши дети. И это очень приятно и радостно, что продукты канала ПЛЮСПЛЮС уже несколько лет официально используются в школьных программах и включены в школьные учебники. В планах нашей команды также создание контента для более широкой и более массовой аудитории.

sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода