Трудности перевода

Как не заплатить лишнего еще на этапе просчета стоимости производства цифрового проекта.

Комментарии 3415

Цифровой продакшен - относительно молодой сегмент коммуникационного рынка Украины. При этом уже вполне сформировавшийся и оперившийся. Digital-продакшен - это один из самых прогрессивных рынков, ведь именно он осваивает новые технологии первым, разрабатывая web и mobile приложения. Но, несмотря на всю прогрессивность и молодежность, нельзя забывать и о хрестоматийных основах.

Казалось бы, необходимость брифа как инструмента постановки задач понимают все: и клиент, и агентство. Но почему-то, понимая это, заказчик не редко «забывает» заполнить бриф, и видимо в угоду экономии времени, ставит задачу лаконично. Сэкономленное время - весьма спорный аргумент, ведь получив запрос в виде пары предложений, адекватный исполнитель вышлет с десяток-другой уточняющих вопросов. Нередко бывает, что ответов на все эти вопросы в голове заказчика не существует, а чтобы их получить нужно кое-что уточнить у начальства, коллег, подрядчиков и других бенефициаров процесса. При этом сроки поджимают, ведь начальство требует сообщить бюджет на разработку проекта уже завтра. Разумеется, в таких случаях клиент-ориентированное агентство вышлет по просьбе смету, не получив ответы на все вопросы, но обладая определенным опытом, в смете будут заложены, так называемые риски.

К примеру, задача поставленная клиентом, была описана так: «Нам нужен современный и красивый промо-сайт о нашем новом продукте – «Веселый йогурт». На сайте должно быть все что положено: информация о продукте, процесс изготовления, карта торговых точек, рекомендованная цена. Запустить сайт мы должны через месяц. Просчет нужен до конца дня».

При этом на пару десятков встречных вопросов клиент ответить не особо то и может. Ну, пришлет портрет целевой аудитории на 100 слайдов, ну, вышлет бренд-бук, не более.

И агентство начинает считать: ко времени на составление технического задания надо накинуть 20%, т.к. очевидно клиент пока не знает, чего хочет, а это повлечет за собой большое количество правок. Время на дизайн также придется увеличить, ведь он рассказал нам только о 3-х страницах (о продукте, процесс производства, карта торговых точек) и наверняка как минимум половину не учел. Следующее требование СMS давайте заложим такую, чтобы клиент мог редактировать/добавлять любой вид контента в любом месте сайта. В то время как CMS и вовсе была не нужна, т.к. на промо-сайте редактировать контент никто не будет.

На выходе клиент получает смету X денег +100% риски. В этих 100% сидят будущие хотелки клиента, которые всплывут во время написания ТЗ, но которых он не озвучил в брифе. А потом начнутся торги, а скиньте нам 20%. Уменьшить стоимость невыясненного объема работ? Да не вопрос, вот вам скидка.

К сожалению, описанное выше - совсем не анекдот, а далеко не редкий случай в работе цифровых продакшенов.

Но чтобы ответ на вопрос «Почему так важен бриф?» был еще очевидней, давайте разберем несколько вопросов из брифа Ассоциации цифровых продакшенов Украины «Центрифуги».

Казалось бы самый банальный вопрос о целях создания сайта - на самом деле весьма важен. Именно этот вопрос позволяет продакшену делиться своей экспертизой с клиентом. К примеру, клиент хочет разработать сайт-визитку и просит стандартный набор страниц: о компании, каталог услуг\товаров, контактные данные. Если в качестве цели создания сайта было озвучено «Хотим чтобы потенциальный клиент, получив от нас визитку, зашел на сайт и узнал о нас больше», то этого набора элементов может вполне хватить для решения поставленной задачи. А если в качестве цели было озвучено «Хотим, чтобы наш потенциальный клиент, который ищет услугу X, мог найти наш сайт в поиске, перейти на него, заинтересоваться и позвонить в наш офис», то этого уже не достаточно. В таком случае продакшен может предложить блок\модуль для контент-маркетинга: к примеру, блог либо специальные посадочные страницы для развернутого описания каждой услуги, которые будут хорошо индексироваться поисковыми системами. Разумеется, и стоимость таких сайтов будет абсолютно разной.

Рассмотрим еще один, казалось бы, вполне стандартный вопрос из нашего брифа «Предполагается ли поддержка мобильных устройств?». В случае если целевая аудитория в своем большинстве заходит на сайт с настольных компьютеров, а дизайн сайта не предполагает большого количества текстовой информации, то в условиях экономии инвестиций вполне можно обойтись только десктопной версией сайта.

Если предполагается, что большая часть траффика на сайт будет генерироваться социальными сетями, то можно с уверенностью сказать: как минимум каждый пятый посетитель сайта придёт с мобильного устройства, и неплохо бы для этих клиентов сделать мобильную версию. А ежели сайт предполагает весьма длительное нахождение на нем пользователей, высокую глубину просмотров, смешанные источники траффика, и при этом он должен служить точкой продаж либо генерировать прибыль от показов рекламы – в таком случае нужно делать полностью адаптивный сайт, дизайн которого адаптируется к размерам экрана.

Конечно же, мы считаем, что в 2014 году адаптивность должна быть стандартом при разработке веб-сайтов, но ведь, инвестируя, нужно рассчитывать и горизонт возвращения этих инвестиций. Проще говоря, зачем платить за создание адаптивного сайта в 2 раза больше, если ваши посетители вполне будут удовлетворены десктопной версией?

Кроме маркетинговой информации бриф также содержит и специфический блок технических требований. Почему им тоже нужно уделять внимание, предлагаю рассмотреть на таком экзотическом вопросе: «Требуется ли поддержка специфических и устаревших браузеров».

Вы не поверите, но существует огромное количество крупных предприятий и даже корпораций, в которых для доступа в веб до сих пор используются браузеры Internet Explorer 7 или даже 6, выпущенные компанией Microsoft более 10 лет назад. Разумеется, если мы разрабатываем корпоративный портал для такой организации и забудем уточнить эту информацию, то при сдаче проекта можно столкнуться с очень неприятной ситуацией – сайт попросту не будет отображаться на таких компьютерах. И я даже не говорю об использовании последних технологий, таких как html5. Мы действительно в этом году переделывали работу одного digital-агентства для одной из крупнейших международных компаний, и задача заключалась в том, чтобы заставить работать сайт на Internet Explorer 7.

Еще один вопрос из блока технических требований: «Требования к производительности сайта». Многие небольшие вебстудии и агентства забывают спросить об этом клиентов, что может привести к плачевным последствиям. Известны случаи, когда веб-платформа, созданная для национального промо, «ложилась» под натиском траффика в десятки тысяч пользователей, сгенерированными рекламной компанией. Такие фиаско могут дорого стоить. Сейчас благодаря облачным технологиям планировать нагрузку стало несколько проще. Можно просто «захостить» сайт где-нибудь на Амазоне и при увеличении траффика хостинг-провайдер будет просто увеличивать мощности, выделяемые под ваш проект. Но у такого подхода есть и свой недостаток – цена. Если вы изначально знаете, что ваш сайт будет посещать, к примеру, 100 000 посетителей в сутки, то дешевле будет изначально написать высоко-нагрузочную архитектуру с возможностью распределения нагрузки на несколько серверов, чем платить за каждого посетителя облачным провайдерам. Да и не всегда можно решить проблему высокой нагрузки динамичным выделением дополнительных мощностей.

Вы случаем не устали от такого обилия технических терминов? А мы рассмотрели лишь малую долю брифа. Конечно же, продакшены понимают, что неподготовленный клиент зачастую не сможет сам ответить на все поставленные вопросы, поэтому на первых порах оптимальное решение - совместное заполнение брифа. Но главное в том, что брифом нельзя пренебрегать в случаях, если:

- вы не хотите, чтобы продакшен сам предположил, что вам нужно;

- вы не хотите переплачивать за ненужный вам функционал;

- вы не хотите столкнуться с проблемой неработоспособности сайта на вашем корпоративном компьютере;

- вы не хотите, чтобы сайт «упал» под наплывом посетителей;

-вы не хотите, чтобы ваш сайт, в конце концов, был взломан, что вполне вероятно при использовании устаревших версий open-source CMS.

Поэтому бриф как древнейший инструмент постановки задачи и сегодня не утратил своей актуальности.

С брифами Ассоциации Digital-продакшенов Украины «Центрифуга» можно ознакомиться по ссылке: http://productions.org.ua/

 

Ярослав Корец, управляющий директор digital production Ebola

http://sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода