Украина – хорошая стартовая площадка для бизнеса, чтобы выйти за рубеж

Серийный предприниматель, учредитель детского ювелирного бренда Uma&Umi Федор Дроздовский делится своим опытом о том, как начать строить бизнес, связанный с производством, как работать с ритейлерами, и зачем начинающему бизнесу продажа франшизы за рубеж.

Комментарии 1031

Когда вы задумываетесь о том, чтобы открыть свой бизнес — чаще всего рядом нет волшебного ментора, который все решит и все сделает за вас. Собственный бизнес с нуля — всегда путь проб и ошибок, которые в конечном результате приводят к личному росту и возможности заниматься любимым делом.

Я основал Uma&Umi не случайно, так как более 10 лет занимаюсь ювелирным производством и ориентируюсь на ювелирном рынке. До этого я немало работал с ювелирными изделиями для взрослых, потом долго изучал детский рынок, искал то, что действительно сможет дать дополнительную ценность продукту, наполнить смыслом физическое изделие, желательно чем-то важным и добрым. Так я понял, что буду развивать рынок детских ювелирных изделий “с контентом особенного подарка, напоминающего о моментах радости и счастья”.

С чего начать

Задумавшись о создании собственного бизнеса, первым делом стоит прислушаться к своим желаниям и понять, где они пересекаются с возможностями. Какой из рынков или продуктов вам знаком, с чем хочется работать? Потому что заработать можно в любом направлении, даже там, где уже есть высокая конкуренция. Вопрос только в том, сколько и как быстро удастся заработать, до каких вершин можно масштабировать бизнес. У каждого рынка, у каждого продукта эти показатели разные. Но выбрать нишу и заработать в ней можно абсолютно в любом направлении.

Если есть возможность выбирать — всегда лучше начать с продаж, и только после этого переходить к производству. Однако, в моем случае мне было нечего продавать — просто не было соответствующего конкурентного продукта – его надо было создать.

В этом случае не стоит спешить и сразу запускать полноценное производство. Необходимо создать первые образцы, пообщаться с рынком, показать их потенциальным партнерам и конечному покупателю. После — наступит период тестирования продукции, когда партнеры по розничной сети присматриваются к реакции клиентов на ваш продукт, запускают его продажи в нескольких магазинах, оценивают перспективы сотрудничества. В этот период важно прислушиваться к обратной связи и оперативно реагировать на запросы рынка, улучшая продукт согласно пожеланий и мнения клиентов. Именно так мы взаимодействовали при запуске Uma&Umi в сети магазинов «Будинок Іграшок».

Маркетинг или продажи

Работая над открытием собственного бизнеса, основанного на производстве, также стоит понимать, что немало времени вы и ваша команда проведете в переговорах с сетями сбыта. Никто не откроет вам двери, не полюбит ваш товар сразу и безоговорочно, особенно, когда это новый бренд. Вам придется налаживать контакты с руководством сетей, презентовать им свой продукт, рассказывать - как и почему он работает, что именно заинтересует покупателей. И зачастую попытка зайти через руководство будет успешнее, чем попытка зайти в магазин с товаром «с улицы». Как по мне, это не самый «правильный» путь, но в странах СНГ он работает.

С мыслями о новых рынках

Также стоит отметить, что уже на моменте выхода продукта на украинский рынок стоит начинать думать в сторону международных продаж, рынков других стран. Украина — хорошая площадка для старта, но серьезный бизнес предполагает работу за рубежом. В то же время, нужно понимать, что первым шагом необходимо сделать покрытие исключительно на родном рынке, проверить работоспособность и прибыльность бизнес-модели, а только после начинать экспансию в другие страны.

Определитесь с тем, что, как и кому вы планируете продавать. Пробуйте различные варианты подачи товара. Если нужно — работайте со специальными стендами, позиционированием товара, его историей. Приведу пример: в Uma&Umi мы продаем не просто «ювелирные украшения», и не просто «детские товары». Мы продаем идею памятных подарков, равноценных как для родителей, так и для самих детей. Красивая коробка с запахом, наклейки с изображением изделий, которые будут оживать в AR, открытки с возможностью написать пожелание любимому ребеночку своей рукой, сказки про наших персонажей также с дополненной реальностью. И это то, что отличает нас от остальных брендов, делая наш товар уникальным и востребованным.

Работа с налаживанием присутствия за рубежом в первую очередь состоит из череды командировок, встреч с потенциальными партнерами, выставок и отраслевых форумов, в которых необходимо принимать участие. Это именно те места, где новый бизнес может обзавестись необходимыми контактами, а также заявить о себе. При этом, говоря о зарубежных рынках, следует задуматься о франшизе, поскольку для самостоятельного выхода на другие рынки необходимы много времени и крайне большие инвестиции. И если пытаться открыть как можно больше стран в короткий период времени — довольно легко перейти от развития бизнеса к распылению активов, что в итоге негативно скажется на всем цикле работы с продуктом. Я считаю, что путь продажи франшизы очень амбициозен, но реально за год покрывать около 5-10 стран. И это будет приносить доход, а не генерировать убытки. Например, в западных странах проходит множество выставок и конференций, где пересекаются те, кто ищут что продавать и те, кто хотят предоставить франшизу, есть специальные порталы. Поэтому нетворкинг крайне необходим. Но все это только после успешного старта на родном рынке!

Перед финальным решением начать

Подводя итоги следует также отметить, что первоначальное ощущение, что новый бизнес легко создать с нуля за пару месяцев — очень ошибочное. Если говорить об истории Uma&Umi – у нас это заняло несколько лет, и это при том, что я уже неплохо ориентировался в ювелирном рынке и мог производить на собственном производстве любые образцы. Всегда есть определенный временной промежуток, в который вы будете работать с эскизами, с подбором производителей, с мастер-моделями — и любой из этих этапов может длиться несколько месяцев. И все это время вам придется содержать команду, которая нужна будет на всех этапах работы с продуктом.

Но, в то же время, создание бизнеса с нуля не стоит воспринимать как что-то невозможное. Если продуманно подходить к каждому шагу на этом пути — избежать основных подводных камней будет несложно. Главное — не бояться начать, не забывать о маркетинге и постоянно смотреть хотя-бы на пару шагов в будущее. Так вы сможете четче видеть цель и свой путь к ней, а значит — быстрее двигаться к успеху. Возможно вам стоит найти партнера, но это уже другая история.

Обсудить с другими читателями:
Погода