Украинский рынок смартфонов: манящие перспективы или удручающая безнадежность?

Все больше международных компаний выходят на рынок Украины. Потребители стали покупать активнее и уже не довольствуются минимумом, предпочитая чувствовать себя уверенно и комфортно. Одновременно украинские покупатели стали более требовательными к производителю и качеству. Для компаний, которые только начинают прощупывать отечественный рынок, изменение предпочтений — это и сложный вызов, и большие возможности для роста.

Комментарии 3776

Бюджетный сегмент vs премиальные флагманы

Основная особенность украинского пользователя — тщательный подход к покупкам. Отечественный потребитель в целом не склонен к импульсивному шопингу. Исторически обоснованная бережливость влияет на то, как украинцы тратят деньги — не спеша, с осторожностью, внимательно изучив не только товар, но и производителя, поставщика, а также точку продаж. Чаще всего среднестатистический покупатель ориентируется на такие характеристики, как: практичность (действительно ли товар поможет «в радости и в горе» и сослужит хорошую службу), качество и долговечность (товар должен выполнять свои функции как можно дольше), а главное — цена (насколько она оправданна).

С ценой у местного потребителя особые отношения. Пока средняя зарплата по стране остается невысокой, некоторые украинцы склонны покупать дорогую технику в кредит. Это красноречиво свидетельствует о том, что данная категория пользователей установила для себя высокую технологическую и имиджевую планку и не готова ее опускать (или не видит вариантов). А в списке необходимых человеку гаджетов смартфон, несомненно, занимает первое место.

Другая крайность — погоня за дешевизной вопреки здравому смыслу. Покупатели часто готовы закрыть глаза на отсутствие гарантии и соответствующих лицензий у продавца, если продукт можно приобрести дешевле. В 2019 году украинцы стали второй нацией в мире по росту заказов на маркетплейсе AliExpress. Соотечественников не страшат ни долгое ожидание, ни вероятность получить товар ужасного качества или и вовсе потерять деньги, оставшись без заказа. Низкая цена — вот что имеет решающее значение.

Сколько пользователи готовы платить за гаджет

Бюджетные покупки — один из сегментов, который приняла во внимание и наша компания. Бренд появился на отечественном рынке год назад. В сентябре этого года генеральный директор украинского офиса дал крупному изданию развернутое интервью, в котором рассказал, что выход на украинский рынок обусловила и ускорила открытость местных потребителей к инновациям и современным технологиям. В частности, речь идет о молодежи, на которую производитель ориентируется в первую очередь.

Именно молодежь, которая предъявляет высокие требования к качеству, но пока не может похвастаться стабильным заработком, формирует запрос на бюджетные телефоны. Еще одна, более важная и очевидная причина — непростая экономическая ситуация, которую только усугубила пандемия COVID-19. По некоторым данным, средняя цена смартфона в Украине — 5800 грн — не меняется уже второй год, и бюджетные модели в ближайшее время будут составлять на рынке порядка 80%. Изменить эту тенденцию сможет более крепкая экономика и рост благосостояния граждан. Когда население перестанет жить от зарплаты до зарплаты и сможет позволить себе больше, чем товары первой необходимости, продукция премиального сегмента станет более востребованной, ведь качественный пользовательский опыт для украинцев немаловажен.

Почему так мало смартфонов

Проникновение смартфонов в Украине остается крайне низким. По нашим оценкам, рынок смартфонов составляет 4–5 миллионов, а проникновение — всего около 60%. Это связано с тем, что в Украине позже внедрили технологии 4G, тогда как высокоразвитые страны уже полностью ориентированы на 5G. К тому же старшее поколение и жители сел остаются верны обычным мобильным телефонам. Это ограничивает возможности производителей смартфонов, мешая разворачивать активности.

Позитивные тенденции

Несмотря на консервативность пользователей и сложную экономическую ситуацию, отечественный рынок вызывает у международных компаний все больший интерес. И на то есть несколько причин.

За покупками — в интернет. Украинцы осваивают онлайн-шопинг: 36% уже покупают товары в интернет-магазинах. При этом бытовая техника и электроника возглавляют рейтинги наиболее популярных категорий. Самая активная аудитория — молодое поколение 16–25 лет. Интересно, что люди с доходом 15–25 тыс. грн на семью чаще всего покупают онлайн именно смартфоны. А препятствует онлайн-покупкам нежелание платить заранее: 44% не готовы закрыть сделку, если за товар нужно рассчитаться до его получения.

Celebrate Diversity: воздадим должное многообразию. Среди украинских пользователей растет интерес к новым брендам. Консервативные потребители, отдающие предпочтение одному бренду, пока преобладают, но в целом начало позитивной тенденции положено.

К слову, этот тренд наблюдается во всем мире. Согласно глобальному исследованию компании Nielsen, 46% потребителей готовы купить продукт нового бренда, который никогда раньше не пробовали. У компаний, только начинающих завоевывать отечественный рынок, есть шанс воспользоваться упомянутым трендом на этапе его расцвета.

Поиск улучшенного опыта. Набор определенных функций и возможностей становится для украинцев обязательным критерием. Растущая избирательность — хорошая возможность для многих брендов проявить свой потенциал.

При выборе смартфона для отечественных пользователей особенно важно наличие 4G и большого экрана, с диагональю 6 и более дюймов. Гаджеты с технологией 4G уже составляют 99% всех новых смартфонов, а почти половина покупателей выбирает модели с поддержкой NFC — технологии беспроводной передачи данных между устройствами в радиусе 10 см.

Смартфоны появились в жизни украинцев около 10 лет назад. И со временем из предмета, призванного создавать образ успешного человека, превратились в личного помощника, без которого уже невозможно представить ни учебу, ни работу, ни поездки по городу, ни вечерний отдых. Это позитивно отражается на развитии локального рынка и характеристиках местных потребителей. А значит, все больше международных компаний будут заинтересованы в увеличении активности на украинском рынке.

Автор: Ольга Бабурина, PR Lead дистрибьютора смартфонов ОРРО в Украине.

sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода