Влияние мобильных технологий на развитие финансовой инклюзии в мире

Мобильный телефон может дополнительно «включить» в финансовую систему 607 миллионов людей во всем мире, однако доступ к мобильным финансовым технологиям является лишь одним из шагов для достижения настоящей финансовой инклюзии.

Комментарии 1301

Новое исследование Mastercard подтверждает влияние мобильных технологий на развитие финансовой инклюзии в мире. Данные свидетельствуют, что на 15 стран приходится более 60% финансово невключённого населения, где 607 миллионов человек — владельцы мобильных телефонов, которые до сих пор не имеют банковского счета. Таким образом, благодаря мобильным технологиям большая часть населения может получить легкий доступ к преимуществам финансовой инклюзии.  

В 14-ти из 15 исследуемых стран (кроме Индии) число людей с мобильным телефоном превышает количество банковских счетов на несколько миллионов. В Китае, например, такая разница достигла 204 миллионов.

Tactical Reach Index[1] — количество людей без банковского счета, которые потенциально могли бы иметь доступ к финансовым услугам через мобильный телефон.


[1] Анализ Mastercard на основе данных World Bank Global Database, GSMA Intelligance и Pew Research Center

Энн Кернс, заместитель председателя совета директоров Mastercard, отмечает ключевой вывод по результатам анализа: «Недостаточно обеспечить лишь доступ к финансовым услугам. Для того чтобы достичь реального влияния на развитие финансовой инклюзии, люди должны стать активными пользователями финансовых продуктов». Во всем мире 20% людей, имеющих банковский счет или подключенных к мобильному банкингу, отметили, что не пользовались этими услугами более года, а многие другие применяют их только время от времени.

В случае отсутствия банковских услуг или же нечастого использования финансовых продуктов люди обычно обращаются к неформальным провайдерам: локальным сберегательным обществам, локальным кредиторам и провайдерам нелицензированных услуг по денежным переводам. Большинство людей с низкими доходами, как правило, являются опытными пользователями таких неформальных финансовых сервисов. Однако они не имеют правовой защиты, сталкиваются со значительными рисками и могут платить больше за менее качественный продукт.

Согласно исследованию, «борьба за финансовое включенность не заключается в создании кардинально других моделей поведения или построении совершенно новых рынков. Также имеется ввиду не только обеспечение доступа к финансовой системе. Речь идет о том, как добросовестные игроки рынка и регулируемые провайдеры могут создавать большую конкуренцию неформальному сектору».

Еще один важный вопрос — значительный гендерный разрыв, который может увеличиться в случае, если мобильные и цифровые технологии станут главным каналом предоставления финансовых услуг. Например, в развивающихся странах, существует гендерная разница в 8% среди владельцев банковских счетов: 67% мужчин имеют банковский счет, тогда как для женщин этот показатель составляет 59%. Во многих других странах такой разрыв вдвое больше, например, Марокко и Перу, а в Пакистане и Бангладеше наблюдается разница в 30%.

Исследование «Unravelling the Web» проведено по заказу компании Mastercard и представлено на Financial Inclusion Summit в Осло 28 марта 2019 года, организованном глобальным финтех-акселератором Fintech Mundi.

Об исследовании

«Unraveling the Web» подготовлено компанией MagnaCarta Communications по заказу Mastercard. Для подготовки исследования использован широкий спектр открытой информации, публичных исследований, данных и комментариев. Исследование также дополнено глубинными телефонными интервью со специалистами в сфере финансовой инклюзии, представителями банков, финтех-сектора и технологическими инвесторами. Период проведения интервью — февраль-март 2019 года.

По материалам пресс-релиза

Обсудить с другими читателями:
Погода