Возьмите на стажировку! Кому это нужно и сколько "стоит" компании обучение стажеров

Путь настоящего гуру PR тернист и довольно часто он начинается именно со стажировки. Но стоит ли игра свеч? Насколько выгодна сама стажировка обеим сторонам? Таисия Стадниченко, управляющий партнер PR-агентства M&P Communications, поделилась своим видением стажировки и личным опытом с редакцией Sostav.ua.

Комментарии 3549

Несмотря на свой более чем 10-летний опыт на руководящих должностях в PR-агентстве и более чем 20-летний опыт в PR в целом, я сейчас тоже стажер. Правда, на конной стажировке в Испании. Что это значит? По сути, это коноводско-берейторская работа за тренировки за границей с заграничным тренером.

Кроме как поразмышлять и подумать, стажировка подтолкнула меня к мысли о том, что стоит рассказать, что на самом деле значит любая стажировка как для стажёра, так и для принимающей стороны независимо от отрасли. По-честному и без прикрас.

Давайте по-честному. Зачем компании стажёр?

Во-первых – это бесплатная рабочая сила. Очень бестолковая рабочая сила, которая делать ничего не умеет, за которой нужен глаз да глаз, чтобы не налажал, и который может выполнять самую примитивную работу, но, тем не менее, требующую неустанного контроля. Если кто-то думал, что стажёр после обучения или другой отрасли приходит сформированным специалистом, то не тешьте себя иллюзией. Вы не знаете и не умеете ни-че-го. Точка.

Во-вторых, 1 из 100 или более стажёров может оказаться перспективным сотрудником, умным, смекалистым, ответственным, смелым и нацеленным на карьерный рост и, о чудо, еще и в твоей компании. Хотя, 1 из 100 это я, пожалуй, загнула. 1 из 500. Вот для этого всё это делается.

Вот, пожалуй, и все супервыгоды.

Какой ресурс от компании требуется?

Гигантский.

Нужно сначала отобрать этого хотя бы 1 из 100. Я молчу о резюме или хотя бы подходе. 90% коронованных особ, ой, стажёров, сразу хотят рулить общественным мнением на уровне репутации и стратегий. Они же видели на эту тему учебник на полке где-то у препода. И на меньшее никак не согласны. “База СМИ? Нууууу… Нееееет…  Я не для этого учился/ась”.

Потом нужно найти для него простую работу, с которой он может справиться не очень плохо и хоть как-то замотивироваться на будущее. Ну и не навредить компании заодно.

Дальше его нужно все время контролировать, так как результат поставленной задачи может оказаться более, чем неожиданным, а дедлайн никто не отменял. Поэтому сроки нужно ставить с учетом времени, за которое ты сам можешь все переделать.

И при этих всех затратах 99% стажёров уйдут вместе с вложенными в них временем и ресурсом, не отдав ничего взамен.

Так что брать стажёров обычно могут себе позволить компании, у которых достаточно ресурса для взращивания всей этой молодой поросли.

Теперь с другой стороны. Зачем стажировка стажёру. (Помним, что это неоплачиваемый труд в рамках профессии или наращивания компетенций).

Отличный способ начать карьеру. Если резюме пустое, то стажировка даст будущему работодателю знак, что соискатель настроен серьезно и готов инвестировать в свой карьерный рост. Если стажировка более 2 недель, то это уже хороший показатель. А если вы еще и умудритесь за это время сделать что-то вроде портфолио и насобирать подтверждений того, что вы что-то хорошо сделали руками (не мы командой разработали стратегию, правда, я носил кофе команде), то вы сразу окажетесь в топе соискателей на желаемую должность (мы же все понимаем, что это не директорская должность, да?).

Возможность разобраться в отрасли и своем желании в ней работать. Если вы не до конца уверены в будущей профессии, то ряд стажировок в нескольких компаниях и в разных отраслях помогут вам глубоко погрузится в кухню и процессы и для себя понять, ваше это направление или нет. Что будет честно, так это сразу сказать об этом работодателю или компании, которая берет тебя на стажировку. Это не обязательно значит, что вас не возьмут. И совсем не значит, что вам будут давать задачи хуже, чем в случае, если бы вы заявили о своем намерении проработать в компании до конца своих дней и дойти до должности первого лица. Будут. Просто в момент, когда для вас становится ясным – ваше или нет – сразу об этом говорите и решайте, как вы двигаетесь дальше.

Практика и наработка портфолио. Да, это будут очень простые задачи, но без которых никак, если вы хотите идти дальше. Нигде так, как на стажировках вы не отточите основные необходимые навыки. Райтерские навыки – да, пожалуйста, сколько угодно. Медиа-рилейшенз – до бесконечности. Да, вас должны подготовить, рассказать и объяснить, при возможности потренировать и проконтролировать, и поруководить вашими первыми пробами. Но дальше уже сами.

Теперь несколько советов обеим сторонам.

Работодателям.

1. Всегда и при любых обстоятельствах оставаться в рамках человеческих и этических отношений. Крик, хамство или любые оскорбления неприемлемы. Вы сами видели, кого вы брали на работу. Так что все вопросы к себе.

2. Много обратной связи и много вопросов. Очень вероятно, что стажер будет стесняться и чувствовать себя неловко, задавая вопросы или докапываясь до деталей. Но чем больше взаимодействия, тем больше толк.

3. Назначайте куратора из младшего персонала. Так стажер будет чувствовать родственную душу, которая не так страшно и сложно спросить. Да и не так ресурсозатратно.

4. Всегда идите на контакт со стажёром, если он просит поговорить или что-то выясняет. Не игнорируйте. Может, у вас необработанный бриллиант, жаль будет, если его огранят у конкурентов.

Стажёрам.

1. Снимите корону. Потолок поцарапаете. На этом этапе это работодатель делает вам услугу, беря к себе на стажировку, а не вы ему, предлагая свое отсутствие как hard, так и soft skills. Талант и прочее можно проявить только в действии, а не в вашем самомнении.

2. Сразу сообщите работодателю о своей цели (читай выше). Если тебе нужна просто бумажка – то эту бумажку тебе сразу могут выдать и отправить восвояси.

3. Задавайте много вопросов. Чем больше вопросов, тем быстрее вы обучитесь, что выгодно работодателю и может открыть для вас перспективы превратиться из стажёра в сотрудника с зарплатой, рабочим местом и оплачиваемым отпуском.

4. Попросите себе куратора или наставника, к которому вы можете приставать с любыми вопросами от «где туалет и кофе» до «какой код сейфа» (последнее необязательно). Должен быть человек, у которого найдется для вас время.

5. Будьте проактивны и смелы. Нет глупых предложений, глупо молчать, если предложение есть, но сами вы не состоянии оценить, хорошо оно или плохо.

6. Уйдите красиво, если все же не ваше. Без показательных выступлений и, тем более, без разного рода грязи в сети. Подумайте о том, кто в будущем захочет брать себе сотрудника, который после ухода начинает лить грязь на предыдущего работодателя? Правильно. Из хороших компаний – никто. Поэтому будьте максимально корректны.

И да, если у кого-то вопрос, с чего я все это взяла. То с более чем 20-летнего опыта работы в отрасли, из которых около 15 лет я нанимаю на работу/стажировки специалистов разных уровней и ращу (успешно) до уровня менеджеров/директоров.

sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода