Зачем оператор Eutelsat выходит на «убитый» украинский ТВ-рынок

Крупнейший спутниковый оператор собирается работать на украинском рынке. Это может означать, что в 2016 году кардинально изменятся правила игры.

Комментарии 4408
Один из крупнейших в Европе спутниковых операторов Eutelsat (Франция) готовится запустить в Украине большой розничный проект по предоставлению услуг спутникового телевидения (DTH-платформу).

Впервые об этом проговорился в июле генеральный директор Датагруп Максим Смелянец. Он упомянул о возможном совместном проекте с западноевропейской компанией, но не захотел комментировать детали. Осенью представители Eutelsat зачастили на украинские конференции. Как рассказал ЛІГА.net представитель одной из медиагрупп, французский спутниковый оператор заинтересован в продаже емкостей на своем новом и мощном спутнике Eutelsat 9B на орбитальной позиции 9° в.д.

Старший вице-президент по продажам в Eutelsat Апостолос Триантафиллу, с которым пообщалась ЛІГА.net в ходе конференции в ТИМ в Киеве, о планах рассказывает очень скупо. Хотя он подтвердил, что уже обсуждает возможности для бизнеса не только с Датагруп, но и с представителями крупнейших медиагрупп Украины (StarLightMedia, "1+1 Медиа", "Украина" и "Интер"). Впрочем, по его словам, переговоры еще не завершились ни с одной из сторон.

Директор по развитию Viasat Ukraine Петр Конов предполагает, что новый игрок попробует завести как можно больше украинских каналов на свой спутник. Но он при этом добавляет, что украинских вещателей трудно будет "увести" у конкурентов (таких как Astra, Amos). Ведь долгосрочные договоры с вещателями подписываются на 3-5 лет.

Помогу закодироваться!

Член экспертного совета при Национальном совете по вопросам ТВ и радиовещания Александр Глущенко говорит, что Eutelsat может предложить крупнейшим медиагруппам создать консорциум - платный пакет на базе их общенациональных телеканалов. Eutelsat выступит организатором, арбитром и партнером. Украинским вещателям в таком случае придется закодировать свой сигнал со спутника.

"Eutelsat может выступить своего рода гарантом, который будет собирать роялти с телезрителей за доступ к закодированным телеканалам, поскольку сами группы между собой за последние 10 лет так и не смогли договориться. Камень преткновения - разное количество телеканалов в группах, разные рейтинги, разная затратная часть на производство и создание контента", - подчеркивает он.

Потенциальный интерес в таком бизнесе компании Датагруп, по его словам, тоже просматривается. Компания уже давно сотрудничает с Eutelsat - является эксклюзивным партнером по продаже спутникового интернет-доступа в Украине. Телевизионная платформа расширила бы это сотрудничество, и Датагруп помогла бы французской компании в техническом и административном плане при реализации нового проекта в нашей стране.

Сейчас у украинцев есть возможность принимать около 80 украинских и российских телеканалов в открытом доступе при помощи одной спутниковой антенны. Этой возможностью пользуются около 5 миллионов домохозяйств. По словам Глущенко, до тех пор пока такая ситуация будет сохраняться, любые попытки запустить платное спутниковое ТВ обречены на провал. В Украине на сегодняшний день уцелела единственная DTH-платформа - Вижн ТВ (ТМ Viasat), которая обслуживает около 200 000 абонентов. Ее конкуренты (Поверхность, MyTV, Xtra и пр.) не смогли удержаться на рынке и в разное время покинули его.

Какие медиагруппы готовы стать бизнесом

О том, что национальным телеканалам пора закодировать свой сигнал на спутнике, заявил в сентябре во время конференции KievMediaWeek 2015 глава StarLightMedia (подконтрольна Виктору Пинчуку) Владимир Бородянский. Сам он готов это сделать уже с 1 января 2016 года. По его мнению, кодировка сигнала помогла бы начать продажу украинских телеканалов телевизионным провайдерам. А те, в свою очередь, смогли бы перепродать контент в платных пакетах телезрителю. Эту идею уже поддерживает 1+1 Медиа (собственность Игоря Коломойского). Как заявил ЛІГА.net исполнительный директор группы Ярослав Пахольчук, она заинтересована в развитии платного ТВ в Украине, в том числе в кодировке всех или части своих каналов.

По оценкам Бородянского, крупнейшие медиагруппы после падения рекламного рынка из-за девальвации национальной валюты и экономического кризиса до $120 млн понесут в этом году убытки около $700 млн. Позиция МГУ отличается. Главным образом потому, что группа Рината Ахметова заинтересована продавать каналы самостоятельно. В сентябре она получила лицензию провайдера программной услуги у Национального совета, а летом приобрела умирающий спутниковый ТВ-бизнес Мохаммада Захура (ISTIL Group) - спутникового оператора Xtra TV. Группа собирается реанимировать этого провайдера.

Как сообщил ЛІГА.net директор по развитию бизнеса МГУ Алексей Куракин, к концу года медиагруппа намерена вывести на рынок несколько платных пакетов телеканалов. Таким образом, может появиться еще один DTH-провайдер (помимо Viasat). Куракин не испытывает такой же эйфории в вопросе кодировки каналов, как глава StarLightMedia Владимир Бородянский. По мнению менеджера из МГУ, кодировка когда-нибудь и может иметь место, но ее наличие или отсутствие никак не повлияет на планы группы по запуску собственного пакета. Как подметил основатель группы компаний Поверхность Виктор Самойленко, если у МГУ есть деньги, то спутниковую платформу можно субсидировать.

Но, вероятно, сложнее всего будет договариваться о кодировке каналов с группой Интер. Ее контролируют Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин. Можно предположить, что эта группа, скорее, преследует политические цели в телевидении. Представителей Интера не видно на отраслевых конференциях. Они не обсуждают, по крайней мере публично, возможности дополнительной монетизации своего контента, не отвечают на запросы прессы. Затишье со стороны влиятельнейшей некогда медиагруппы позволяет Бородянскому делать выводы, что количество игроков на рынке со временем поубавится. И выживут только ориентированные на бизнес группы.

Технический барьер

Для того чтобы закодировать и начать продавать свои телеканалы наземным кабельным операторам, медиагруппам придется решить еще одну проблему. Сейчас профильный закон не обязывает кабельщиков заключать с национальными телеканалами договоры, а тем более платить за контент деньги. Все каналы, которые вещают в аналоговом формате, входят в состав так называемой универсальной программной услуги. Это соцпакет, который государство заставляет провайдеров вещать бесплатно. Но жить в нынешнем виде ему осталось недолго.

Как сообщил ЛІГА.net депутат Верховной Рады Григорий Шверк (экс-член Нацсовета), регулятор уже подготовил новый профильный Закон ("Об аудиовизуальных услугах") на смену нынешнему Закону "О телевидении и радиовещании". По его словам, набор каналов социального ТВ-пакета в этом документе урезан до минимума. Как предполагает Шверк, новый закон будет внесен в парламент уже через несколько месяцев. Таким образом, можно ожидать, что в скором времени будет снят еще один барьер, препятствующий началу коммерческих отношений вещателей и провайдеров.

По материалам ЛІГА.net
Обсудить с другими читателями:
Погода